В большинстве случаев под внедорожником владельцы и продавцы подразумевают обычный кроссовер, зачастую с приводом на одну ось. При съезде на мало-мальски пересеченную местность автомобиль становится беспомощным. А вот классические внедорожные машины на рамном шасси отлично передвигаются по грязи и снегу, но мало приспособлены к городской эксплуатации и не отличаются высоким уровнем комфорта. По этим причинам выбор автомобиля с повышенной проходимостью становится непростой задачей.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Кроссовер является компромиссным решением между легковым и внедорожным автомобилем. Проходимость улучшена за счет увеличения дорожного просвета и использования колес с большей размерностью. Полный привод реализован на основе муфты, автоматически распределяющей момент между колесами. Автомобиль сможет двигаться по грунтовым дорогам и проехать по легкому бездорожью, но машина в основном рассчитана на городские условия эксплуатации. Кроссоверы в зависимости от модели могут иметь салон на 5 или 7 человек, практически всегда используется роботизированная или автоматическая коробка без понижающей передачи.
Классический
внедорожник отличается от кроссовера трансмиссией, в которой используются мосты и коробка передач с пониженным рядом. Внедорожный автомобиль практически всегда построен на рамном шасси. Машина ориентирована на людей, которым требуется постоянно передвигаться по среднему или тяжелому бездорожью. Соответственно, комфорт принесен в жертву проходимости, автомобиль мало подходит для плотного городского потока. Классические внедорожники выпускает завод УАЗ – неказистые машины с минимумом комфорта, способные преодолеть сложный участок дороги без предварительной подготовки.
Критерии выбора
При выборе настоящего внедорожника учитывают:
- дорожный просвет, колесную базу и длину свесов, определяющих геометрическую проходимость;
- конструкцию трансмиссии, в которой желательно наличие пониженной передачи, блокировки дифференциала и других компонентов для повышения проходимости;
- характеристики двигателя — для внедорожника оптимальным вариантом является дизель, а вот бензиновый двигатель менее экономичен, хотя и быстрее прогревает салон;
- наличие пластикового обвеса, который зачастую обрывается при первой поездке по настоящему бездорожью;
- ремонтопригодность — запчасти для автомобиля не должны быть редкостью, а большую часть работ возможно выполнить в полевых условиях;
- потенциал для доработки — исходные внедорожные характеристики не всегда устраивают владельца;
- общее техническое состояние — продающиеся подержанные внедорожные автомобили вследствие жесткой эксплуатации зачастую требуют ремонта.
Покупка любого автомобиля с пробегом требует тщательной проверки технического состояния и документов. Внедорожники могут иметь массу доработок, не зарегистрированных в ГАИ. В результате при попытке постановки на учет новый владелец получит отказ и предписание вернуть автомобиль в исходное состояние. Рамные внедорожники с пробегом зачастую имеют частично уничтоженный коррозией номер на раме, что делает регистрацию проблематичной (в лучшем случае автомобиль направят на экспертизу). Большинство потенциальных проблем обнаруживается на стадии предварительного осмотра машины перед покупкой, нужно только проявить немного внимательности.
УАЗ Патриот
Типичный внедорожник российского производства, распространенный на рынке и не отличающийся сложностью конструкции и высоким качеством изготовления. Оснащен подключаемым полным приводом и раздаточным редуктором — основная часть автомобилей имеет бензиновый двигатель, изредка встречаются внедорожники с дизелем. Автомобиль имеет просвет 210 мм, рамное шасси не обеспечивает хорошую управляемость.
Продукция УАЗ никогда не отличалась качеством сборки и окраски – Патриот не будет исключением, коррозия является нормой даже для автомобилей выпуска 2023-24 гг. Автомобиль ценят за хорошую проходимость и пригодность для доработки, позволяющей создать экспедиционный внедорожник для экстремальных условий эксплуатации.
УАЗ Хантер
Представляет собой дальнейшее развитие УАЗ-469, оснащен цельнометаллической крышей. Рамное шасси и мосты (стандартные или военные с редукторами для увеличения просвета) позволят передвигаться по глубоким колеям без риска контакта с грунтом. Комфорт в салоне практически отсутствует, при движении по пересеченной местности двери могут открыться из-за перекосов кузова. Бензиновые двигатели расходуют 15-17 л топлива на 100 км даже при обычной городской эксплуатации. Преимуществом автомобиля помимо отличной проходимости является простота конструкции — большинство поломок можно исправить своими силами в полевых условиях (сказывается армейское предназначение прародителя УАЗ-469).
Toyota Land Cruiser 80
Автомобиль японской компании Toyota не слишком уступает УАЗ по проходимости. Отличается вместительным салоном и просторным багажником, под капотом встречаются бензиновые или дизельные двигатели. Модель 80 выпускалась до 1997 г., найти на рынке аутентичный экземпляр в отличном состоянии сложно. Гораздо чаще встречаются доработанные владельцами машины, подготовленные для суровых условий эксплуатации. Расход топлива никогда не был низким, особенно на бензиновых Land Cruiser 80, поэтому многие автомобили переведены на газ. По динамике разгона автомобиль примерно соответствует УАЗ (особенно при установке тяжелых шин увеличенной размерности с внедорожным рисунком протектора).
Nissan Patrol Y61
Автомобиль создавался как конкурент Land Cruiser, по проходимости и потенциалу для доработки примерно соответствует продукции Toyota. Поколение Y61 продержалось на конвейере с 2004 по 2017 гг., что позволяет найти на вторичном рынке достаточно «живой» экземпляр. Под капотом встречаются дизели объемом 3 или 4,2 л, а также бензиновые двигатели объемом 4,5 или 4,8 л. Для внедорожной эксплуатации и последующего тюнинга лучше искать автомобиль с 4,2-литровым дизелем. Основными проблемами машин на вторичном рынке являются коррозия кузова и следы жесткой эксплуатации – большинство Patrol Y61 использовали для регулярных поездок по серьезному бездорожью.
Mitsubishi Pajero V90
Автомобиль выпускался с 2006 по 2020 гг. с промежуточным обновлением в 2011 м 2015 гг. Машина чаще приобреталась как транспортное средство для большой семьи, пригодное для городских поездок и выездов на природу. Изюминкой автомобиля является трансмиссия Super Select 4WD II поколения (может быть как с механической, так и с автоматической коробкой передач) с понижающей передачей, блокируемым дифференциалом и несколькими рабочими режимами. Общей проблемой для всех автомобилей Mitsubishi является тонкое лакокрасочное покрытие, практически на любом Pajero V90 будут следы коррозии. Основная масса машин оснащена бензиновыми двигателями с достаточно высоким расходом топлива, дизели встречаются реже.
Lada 4x4 Нива
Компромиссное решение для человека, которому нужно часто выезжать в сельскую местность – покупка Lada 4x4 Нива или Niva Legend. Компактный внедорожник с несущим кузовом оснащается только одним вариантом двигателя, механическая коробка дополнена раздаточным редуктором с двумя скоростями. В последних модификациях встречается кондиционер, обогрев сидений. В 2025 г. на рынок вышла Niva Legend Sport с двигателем мощностью 122 силы и рядом доработок ходовой части, направленных на улучшение поведения на трассе в ущерб внедорожным возможностям. Проблемы у всех Niva Legend одинаковые – коррозия кузова, низкий ресурс многих деталей, полное отсутствие безопасности в случае аварии. С другой стороны – почти все проблемы можно исправить своими силами или в гаражном сервисе, а небольшие размеры позволяют легко передвигаться в условиях города.
Заключение
Покупка полноценного внедорожника осмыслена только при необходимости регулярных поездок по разбитым дорогам или целине. В остальных случаях лучше искать универсальный кроссовер с полным приводом, сочетающий приемлемую проходимость по грунтовым дорогам с комфортом и маневренностью, не лишней при городской эксплуатации.